Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

18-04-2014
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВДНХ
В эти дни на ВДНХ (пока ещё, вроде, ВВЦ, но к этому названию так и не привыкли) проходит выставка динозавров. Они как живые – рычат, двигаются...
18-04-2014
В ЛИТИНСТИТУТЕ ПЕРЕМЕНЫ
Министерство образования и науки РФ на днях отправило в отставку ректора Литинститута Бориса Тарасова. Формально – из-за достижения якобы предельного возраста...
18-04-2014
ВОПРОС В ЛОБ
В последнем номере газеты «Культура» перечислены проекты в области драматургии и современного искусства, во многом построенные на чернухе и ненормативной лексике..

Архив : №11. 17.03.2006

     
     КНИГА – УДАЧА
     
     РАЗОБЛАЧЕНИЕ ФОЛК-ХИСТОРИ

     
     Многие помнят, как с крушением Советского Союза на книжные прилавки хлынули псевдоисторические сочинения, которые получили название фолк-хистори. Большая часть авторов этих сочинений и сегодня остаются на слуху: В.Суворов, А.Фоменко, Г.Носовский, Э.Радзинский, Н.Шахмагонов, М.Ермолович, М.Аджи, С.Валянский, Д.Калюжный, А.Буровский, А.Бушков, В.Кандыба. Особенно поразили или, вернее сказать, возмутили профессиональных историков «труды» математика А.Фоменко. В 1999 году на истфаке МГУ по этому поводу провели конференцию «Мифы «новой хронологии» с участием специалистов – историков, математиков, астрономов, филологов, а также представителей Госдумы, Минпечати и различных СМИ. Правда, сам виновник торжества на конференцию так и не явился.
     Такой взрыв околонаучной литературы был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, с уходом в прошлое советской исторической науки, во многом основанной на марксистских догмах, образовался методологический, идеологический и теоретический вакуум, который стал быстро заполняться разного рода паранаучными «открытиями». Во-вторых, этому способствовало отсутствие элементарной цензуры. В-третьих, издательства в погоне за выгодой готовы были печатать большими тиражами любое низкопробное чтиво.
     Книгу «История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли» (издательство «Вече») читатели ждали давно. Её авторы, профессиональные историки Дмитрий Володихин, Ольга Елисеева, Дмитрий Олейников, развенчивают А.Фоменко, Э.Радзинского и М.Аджи, не оставляя от их «альтернативной истории» камня на камне. Разоблачают изящно, задорно, с юмором, и в то же время убедительно, аргументированно, с широким привлечением фактического материала.
     Сегодня критики спорят, опасна или нет фолк-хистори. Одни уверяют, что она, являясь одним из жанров массовой литературы, совершенно безобидна, ни на что не претендует, кроме как развлечь читателя. Другие считают, что в большинстве случаев квазиисторическая литература может негативно влиять на историческое самосознание человека, искажать, оглуплять его мировоззрение.
     В любом случае издание таких книг, как «История на продажу», является полезным, отрезвляющим промыванием мозгов как для создателей фолк-хистори, так и для их читателей.
     
     
     
     
     КНИГА – ПРОВАЛ
     
     БЕЗОПАСНАЯ ПСЕВДОКРИТИКА

     
     Если в предыдущей рубрике речь шла о псевдоистории, то здесь самое место поговорить о псевдокритике, а именно о книге Владимира Бондаренко «Живи опасно» (Издательский дом «ПоРог»). Книга состоит из 14-ти критических биографий-очерков о русских и русскоязычных писателях и поэтах. В предисловии автор пишет: «Творец просто обязан жить опасно, творить напролом, часто противореча самому себе. «Нам не надо предугадать, как наше слово отзовётся…» <…> Но только осуществлённое творчество можно судить. Значит, в творчестве своём художник не должен знать меру». Оставив пока в стороне вопрос об опасной жизни, не побоюсь утверждать, что всё остальное, сказанное Бондаренко о творцах, целиком и полностью относится к нему самому. Действительно, критик пишет и напролом, и часто противореча самому себе, и не зная меры, и порой сам не предугадывает, какое слово выпорхнет из его разговорчивого пера в следующем предложении.
     Судите сами. К примеру, о Венедикте Ерофееве можно прочитать такое: «…в чём-то напоминает Петра Чаадаева», «… своей подлинностью повторяет дальнего антипода Николая Островского», «…ерофеевское беспробудное пьянство становилось тоже формой национального русского сопротивления той же чиновничьей бездушной машине».
     О Викторе Ерофееве: «Такой стране, как сегодняшняя Россия, Виктор Ерофеев просто необходим. Его надо прописывать как микстуру».
     Об Эдуарде Лимонове: «Его судьбу уже сейчас можно сравнивать с судьбой другого агитатора, горлана, главаря – Владимира Маяковского», «Эдуард Лимонов, на мой взгляд, очень близок Сергею Есенину. Настоящему, подлинному Есенину».
     О Юрии Мамлееве: «…является нашим национальным упырём, и в данном состоянии является русским национальным достоянием».
     Об Александре Проханове: «Он, как и Достоевский, как и Шекспир, представляет собой имперский тип художника».
     Но особенно меня удивила оценка, данная бизнесмену Александру Потёмкину, на досуге занимающемуся сочинительством. В статье, посвящённой Потёмкину, Бондаренко называет его то «блестящим стилистом», чьи тексты «не вписываются в поток сытых любительских поделок обитателей Рублёвского шоссе», то «автором социальной прозы, русским разгребателем грязи», то проводит параллели с Гоголем («Александр Потёмкин взял у Гоголя главное – его социальный гротеск»), с Салтыковым-Щедриным и даже с самим Прохановым («Оба – резкие, независимые, пассионарные»), попутно задаваясь пространным риторическим вопросом о судьбе прототипа потёмкинского героя князя Иверова – Михаила Ходорковского: «Какая неведомая сила сделала его столь неуступчивым и повела его от жизни пресыщенного нефтяного магната к жизни российского зэка?» В конце очерка, войдя в раж, критик торжественно выложил: «Этого автора я бы с удовольствием выдвинул на премию «Национальный бестселлер», но боюсь, его организаторов всё более пугают книги с социальным анализом и социальным гротеском».
     Одно из двух: или Бондаренко действительно верит в то, что он пишет, или он держит всех за дураков. Впрочем, людям «посвящённым» здесь всё ясно. Дело в том, что эта книга вышла в издательстве, существующее за счёт Потёмкина. Ясна природа появления бондаренковских статей о Потёмкине и в других изданиях. Замечу, что я никоим образом не подозреваю критика в каких-то личных корыстных интересах. Всем понятно, что газете, возглавляемой Бондаренко, надо на что-то существовать… Вопрос в другом. Неужели нельзя было найти другую, более приличную форму благодарности, нежели бесстыдное славословие. Ведь сам критик должен понимать, что тем самым подрывается его авторитет, о котором он так энергично и неустанно печётся.
     И последнее. В своей книге Бондаренко постоянно даёт понять, что он тоже «живёт опасно», что и он «герой молния». Но, прочитав книгу, никакого бесстрашия у автора не обнаруживаешь. Борется ли с кем-нибудь Бондаренко всерьёз? Нет. Всерьёз он борется только со своими противоречивыми мыслями…

Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Валерий Клебанов. Отражение звезды. Иван Иванюк. Отражения: Новые стихи и переводы. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Максим Лаврентьев. Основное: Маленькие поэмы. Стихи. Статьи о поэзии. Интервью. Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования
Питомник британских кошек
Питомник британских кошек. Кошачий питомник
raylis.ru

Заборы в рязани
Поиск Недвижимости в г. Рязань. Аренда, Продажа Недвижимости
dv-metall.ru

Железнодорожные перевозки
Цены на рынке. Продажа и покупка. Документы на перевозки
technovlad.ru